RU
Главная / Блог о путешествиях
 
 
Путеводитель
Поселения
Выдающиеся личности
1  2  3  4  5  6  7  8  9
Блог о путешествиях
30 сентября 2020 г.
1) СВЕЖИЙ ВОЗДУХ

Куда бы мы ни поехали в Беларуси, почти всегда встретим лес. Разный, но всегда красивый. «Легкими Планеты» называют не только наш лес, но и болота. 10 октября хотим показать Вам самое большое верховое болото Беларуси — Ельню.


2) КРАСИВЫЕ ОЗЕРА

Да, у нас нет моря, но оно нам и не нужно — столько озер вы больше не встретите нигде. Самые известные — Нарочь, Браславские и Голубые озера. Адам Мицкевич очень любил озеро Свитязь… А наши туристы уже успели полюбить озеро Шо, по которому мы катаемся на катере во время нашей экскурсии «Заповедная Беларусь».



3) ЗУБРЫ

Это животное не нуждается в представлении. В Березинском заповеднике нас будет ждать общительный Валера, а в Беловежской пуще — знаменитые беловежские зубры!



4) КРАСИВАЯ АРХИТЕКТУРА, ЗАМКИ И УСАДЬБЫ

На примере наших достопримечательностей можно изучить все стили архитектуры — от готики и барокко, которые можно встретить в Гродно и Ишкольди, до стиля модерн, который не оставит Вас равнодушными во время экскурсии «Белорусская мозаика». Музей сталинского ампира под открытым небом — проспект Независимости в Минске. А в наших замках — Новогрудском, Лидском, Кревском — Вы бывали? У нас даже экскурсия такая есть — «Дорогой замков».



5) МУЗЫКА

У каждого места своя мелодия и наши экскурсоводы помогут услышать ее звучание. Во многие экскурсии мы включаем небольшие органные концерты, часто можно услышать белорусскую дуду. Например, в Суле. А еще приглашаем на Бенефис знатока с Татьяной Бембель — на одном из них едем на родину к Чеславу Немену — знаменитому на весь мир певцу и рок-музыканту. Интереснейший экскурсовод-знаток, красивые места и удивительная пещера в костеле: Мурованка — Желудок — Старые Василишки.

22 июля 2020 г.
По средам у нас — лучшие музеи мира и Беларуси. В прошлую среду — про храм-музей Мескита в Кордове (Испанская Андалузия). Сегодня мы Вам расскажем об одном из небольших музеев, который повествует о долгой истории 1000-летнего города. Это музей истории города Бреста. И пусть он менее популярен, чем музей обороны Брестской крепости либо Археологический музей «Берестье», по своей увлекательности и обаянию этот музей им не уступает


Расположился он в особнячке на симпатичной улице Леваневского. Улице, которая сохранила ансамблевую застройку 20-30-х годов ХХ века, показывая горожанам и гостям концепцию «города-сада» польского архитектора Ю. Лисецкого. Традиция, заложенная архитектором, продолжает и сегодня жить на уютной улочке: дома мансардного типа с красивыми приусадебными участками, цветниками, садиками… Задержавшись во дворике музея, Вы сможете отвлечься от городского шума, полюбоваться палисадником, сделать красивые фото…
15 июля 2020 г.
По средам мы говорим о лучших музеях мира и Беларуси. Музеи в туризме — наше всё. Музеи, пропущенные через собственные впечатления. Сегодня перенесемся в Андалузию.


Андалузия, Гвадарквивир, Кордова. И звезда Кордовы — Мескита. Еще в школе я влюбилась в Мескиту, увидев ее фото. По испански Мескита — мечеть. Мечеть эта была построена в 784 году, после завоевания арабами Испании в 711 году. В Средневековье была второй по величине мечетью в мире.



В 1236 году Кордова была освобождена королём Фердинандом III Кастильским, и мечеть была повторно освящена в христианский храм.



Здание известно своими гигантскими арками с более чем тысячей колонн из яшмы, оникса, мрамора и гранита. Двойные арки были новым решением в архитектуре. Они помогают поддерживать огромный вес высоких потолков. Мескита также богато украшена позолоченными молитвенными нишами.



Недавно на вебинаре для сотрудников IT-компании меня спросили: «А куда ехать, если в Беларуси уже везде побывал?» Мой ответ — в Андалузию!



Хотя не может быть, чтобы везде побывали в Беларуси — значит, не видели наши маршруты...
27 мая 2020 г.
В дни, когда все дистанцировались, преобладает кругом понятие online, изо всех щелей льётся «stay at home» — at home усидеть все тяжелее… Но оказывается, это лучший период и подарок Космоса — шанс познакомиться с этим самым «homом»! Избитая в последние дни фраза «Время самоизоляции — время замедлиться и задуматься…» приобрела для меня новое звучание и я последовала этому закону Вселенной. 23 мая стартовал летний экскурсионный сезон Виаполя. Со всеми предосторожностями, с масочным режимом и антисептиком у водителя начались наши экскурсии по Беларуси https://viapol.by/belarus.htm



Поэтому с чистой совестью я отправилась с другими «апантанымі» туристами субботним ранним утром по дороге, уводящей на северо-запад Беларуси. Наш верный «кіроўца» направлял автобус сквозь водные просторы Вилейского водохранища в сторону Мядзельских красот, чтобы минуя Поставы и промелькнув в паре шагов от территории Литвы, сделать первую остановку в местечке Видзы.



Можно бесконечно долго спорить о высоте костела Рождества Девы Марии в Видзах, но важно ли это? Его внешняя красота, простота внутреннего убранства, достойно оттенены рукотворным благоустройством прикостельной территории.



На качелях и лавочках в хвойной тени, близ исторических стен, и дышится легко, и думается о важном. Рядом с костелом находится заброшенное, но отлично сохранившееся, здание водяного «млына»



Перед тем, как отправится дальше в глубины Поозерья — привал. Прямо на берегу крупнейшего озера браславского региона — Дривяты. Очень удачно здесь разместилось небольшое кафе. В нем можно заказать полный комплекс горячего обеда или, как все мы белорусы-романтики любим, на пристани или за столиками прямо у кафе на высоком озерном берегу скушать «ссобойки», любуясь пейзажами.



Все кругом любят рассуждать: а что хорошего и красивого в Беларуси? Вы можете ответить: а бывали ли Вы на горе Маяк?.. А пробегал ли Ваш взгляд по ледниковым озерам, сплошь окруженным лесами в солнечную ясную погоду?..





Наша экскурсовод Евгения Дуко старательно и с душой выстраивает маршрут. Оказавшись в Браславе, мы легко и непринужденно взбираемся с ней на очередную гору — на этот раз Замковую





Эта страница экскурсионного повествования уже историческая. Женя очень много рассказывает о богатой истории края. В Браславе отлично сохранилась польская усадебная застройка начала прошлого века, в чем легко убедиться, прогуливаясь по улочкам.



А если Вы, как и я, любитель и архитектуры, и живописи, и немного интересуетесь религией — тогда Вам обязательно стоит послушать рассказ экскурсовода об истории костела Рождества Наисвятейшей Девы Марии. А осмотр икон в храме Успения Богородицы — это интересное знакомство с местнопочитаемыми образами (Рис. 8, 9).





Совет от Евгении Дуко: «Хотите отдохнуть, позагорать в первой береговой линии — приезжайте в Браслав, предварительно забронировав комнату, домик или усадьбу в городе или на любом из озер региона». В столице озерного края помимо того, что мы можем познакомиться с историей, культурой и архитектурой Беларуси, отдохнуть можно не хуже, чем на курорте… Думаю, что Вы согласитесь, что в 2020-ом это может стать трендом сезона.



Напитавшись солнечным витамином Д, завершаем наш маршрут в Слободке. Казалось бы, маленькая деревенька, самый север страны, один только храм — смысл туда ехать после Браслава? Ан нет, из песни слова не выкинешь…



Белокаменный костел Промысла Божия в Слободке на фоне чистейшего голубого неба, без единого облачка, появившийся как из неоткуда; именно тот самый, башни которого видели на горе Маяк — то самое, что обязательно нужно увидеть в Браславском крае! Фраза за фразой разлетелось между туристами группы впечатление об этом маленьком, но драгоценном камешке-валунчике Поозерья…



Наша группа поняла, что местные жители — поозерцы — всегда готовы помочь, вступить в диалог. Рассказ Жени слушал один из местных жителей, после чего не удержался, чтобы не дополнить его малоизвестными фактами — ведь все мы любим говорить о своем родном и близком сердцу.



И напоследок хочу сказать о себе: каждый раз, приезжая на свою «малую родину» в Бобруйск или в «вёску» к бабушке, во мне звучат слова классика:
Трэба дома бываць часцей,
Трэба дома бываць не госцем,
Каб душою ты стаў чысцей
І не страціў святое штосьці
Р. Барадулин

Ну, а ці ж наша «Невядомая Беларусь» не наша агульная Радзіма…
PS: Life haсk от одного из туристов группы, который стал отличным завершением маршрута Виаполь — после Слободки турист вышел из автобуса и скрылся в лучах закатного солнца:) Предварительно забронировав, конечно, комнату в уютном сельском домике одной из местных агроусадеб. Впереди у него неделя покоя и чудесного отдыха.
„Красота — как драгоценный камень: чем она проще, тем драгоценнее“. Согласимся с Френсисом Бэконом
20 мая 2020 г.
Ремарка: каждый крупный город имеет т.н. "главный" музей — место притяжения и жителей, и туристов; который имеет самую большую посещаемость. Must see, так сказать. Примеры? Лувр в Париже, Британский в Лондоне, Метрополитен в Нью-Йорке и т.д. А какой "главный" музей в Минске? А в Витебске? А в Гродно?


Мы бы сказали, что в Гродно сейчас главный музей — Музей истории религии. Музей в Старом замке еще будет; в Новом замке — ожидает лучших времен; наиболее богатый действительно ценными экспонатами, свезенными со всей Беларуси из разрушающихся (и не очень) церквей, костелов, монастырей — Музей истории религии. Великолепный и фотогеничный внутренний дворик дополняет впечатления.



Действительно, в старые времена храмы (церкви, костелы) — были не только духовными храмами, но и храмами культуры. Самые красивые здания среди часто бедной и рядовой застройки — выдающиеся архитекторы создавали шедевры архитектуры; художники своими фресками превращали храмы в музеи и дворцы. Нелегкая и небогатая жизнь большинства населения, скученность обыденной жизни — а по воскресеньям святой день: красиво одеться, не работать, идти в храм на службу. Людей увидеть и себя показать:) Все лучшее в художественном смысле концентрировалось там.



Я не говорю о вере — это дело каждого. Но. "Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать" — сказал Вольтер.



Рекомендуем: Музей истории религии. Главный музей Гродно. В наших экскурсиях на 1 и 2 дня в Гродно мы его посещаем каждый раз https://viapol.by/belarus.htm



И да — хорошо структурированная экспозиция: в красных залах православные; в синих — католики; в зеленых — татары, в белых- иудеи. Целый мир — сакральные экспонаты, мебель, одежда, предметы быта. Вся история Беларуси здесь!
12 мая 2020 г.
Через Радошковичи проходят многие экскурсионные маршруты «Виаполя» ― историко-краеведческие, литературные, архитектурные. Вот лишь некоторые их них: «Землей Купалы», «Белорусская мозаика», «Зодчество Нарочанского края»… https://viapol.by/corporate_belarus.htm. С каждой из этих и не упомянутых тут экскурсий старинный городок делится частью своего богатого прошлого, к которому на протяжении пяти столетий оказались причастны многие замечательные люди…


Сегодня этот городской поселок насчитывает около шести тысяч жителей. И большинство из них называет его по старой привычке Рáдашкавичи (с ударением на первом слоге) в отличие от официально закрепившегося наименования Радошкóвичи. В 1978 году тут было создано производственное объединение «Белорусская художественная керамика», и место для него выбрали отнюдь не наобум: ведь корни керамического промысла, традиции гончарного дела уходят здесь в век ХIX-й.



ШЕСТЬ ВЕКОВ РАДОШКОВИЧЕЙ

Что же до истории самих Радошковичей, то она и подавно древнее. Возник городок как торгово-ремесленное поселение при слиянии рек Вязынка и Гуйка ― на границе водораздела Черного и Балтийского морей. Незабываемый пейзаж Радошковичей «предопределен» живописно всхолмленным рельефом, и одну из самых эффектных высотных точек в здешней панораме занимает сооруженная в традициях народного зодчества Ильинская церковь ХХ века. Она пристально вглядывается в главную улицу поселка, которая является частью старинного накатанного шляха, что прошел тут еще в ХV столетии и получил название Виленского, или Старо-Виленского, тракта. Так же до сих пор называется и одна из минских улиц, которая была началом этого оживленного тракта в Троицком предместье.



В 1447 году поселение впервые упомянуто на страницах письменных источников в связи с основанием тут костела Св. Троицы. Ныне действующий костел под тем же именем выстроили четыре века спустя в стиле классицизма. А в 1882 году в костеле был крещен Ян Луцевич ― будущий песняр Янка Купала. Его судьба тесно переплелась с этой землей. После смерти отца Купала, на чьи плечи легли основные житейские заботы о матери и сестрах, устраивается в 1903 году писарем к следователю радошковичского суда. Позже, в 1913 году, в здании пожарной команды в Радошковичах была поставлена в присутствии автора его знаменитая «Паўлінка».



Впрочем, в памяти Радошковичей осталось немало громких имен. Ведь только в числе его владельцев были правнук Дмитрия Донского ― князь Василий Михайлович Верейский, затем его зять Альбрехт Гаштольд, воевода виленский. Гаштольдов сменила королева польская, великая княгиня литовская Бона Сфорца, а ее ― магнаты Глебовичи, Массальские, Огинские, Радзивиллы…



С 1549 года Радошковичи стали городом, двадцать лет спустя получившим Магдебургское право. В 1792 году король Станислав Август даровал городу оригинальный герб, смысл которого и сегодня не вполне ясен геральдистам: на серебряном поле изображение христианского первомученика Св. Стефана, побитого камнями. Правда, уже через год, после второго раздела Речи Посполитой, Радошковичи отошли к России ― и с магдебургскими вольностями пришлось расстаться: заштатный город Вилейского повета, затем центр волости Виленской губернии…



НА БЕЛОРУССКО-ПОЛЬСКОМ ПОГРАНИЧЬЕ

Когда грянула Первая мировая война, здесь находилась прифронтовая база российских войск. Затем последовали две оккупации ― немецкая и польская. С вхождением этих земель в состав Польши местечко Радошковичи на протяжении почти двадцати лет (1921―1939) выполняло роль приграничного городка, превратившись по существу в третий по значению (после Вильни и Менска, как в ту пору именовали нынешние Вильнюс и Минск) центр белорусского национального Возрождения.



В июле 1921 года здесь была создана одна из первых в Западной Беларуси организаций Товарищества Белорусской Школы. По инициативе известного политического деятеля и литератора Александра Власова вскоре в Радошковичах открылась гимназия имени Ф. Скорины ― одна из пяти белорусских гимназий, что действовали на территории «крэсов всходних», если воспользоваться терминологией польских властей. В гимназии устраивались спектакли, издавались рукописные журналы ― она превратилась в подлинный очаг белорусской культуры.

В 1920―1930-х годах на радошковичских улицах можно было встретить талантливейшего художника, скульптора, этнографа, археолога Язэпа Дроздовича ― здесь действовала его художественная студия. Тут часто бывали, жили и работали видные западнобелорусские политические деятели Сымон Рак-Михайловский, Игнат Дворчанин, Альберт Павлович и другие. Среди них, подобно утесу, возвышается фигура Бронислава Тарашкевича — создателя и руководителя стотысячной Громады — легальной крестьянско-рабочей организации, видного филолога, литератора, академика, как характеризуют его сегодня энциклопедии и биографические справочники.

ОТ ШВЕДСКОЙ ГОРЫ ― ДО КАРПИЛОВКИ

Вернемся, однако, на несколько веков назад. В ХVI столетии в Радошковичах был выстроен деревянный великокняжеский замок «наподобие корабля». Он представлял собой внушительное сооружение с четырьмя башнями, встроенными в стены, что тянулись по периметру более чем на 220 метров. Пятая башня была поставлена внутри замкового двора. Крепость окружали два водоема, созданные на речках Гуйка и Вязынка, и попасть в нее можно было только через подъемный мост.



Замок принадлежал королю польскому и великому князю литовскому Сигизмунду II Августу. Через полтора столетия, в 1708 году, у стен замка расположились главные силы шведского короля Карла ХII. Шла Северная война. В течение почти трех месяцев 26-летний король проводил здесь крупные военные учения и, кроме того, встречался со Станиславом Лещинским, еще ранее возведенным им на трон Речи Посполитой в пику саксонцу Августу II Сильному. Лещинский отправился отсюда в Вильню, где в торжественной обстановке получил из рук членов магистрата ключи от столицы. По договоренности Карла ХII с Лещинским земли Беларуси и Литвы должны были стать провинцией Швеции. Между тем, засидевшись в Радошковичах, шведы начали испытывать большие трудности с продовольствием и фуражом, и 6 июня армия Карла ХII двинулась по направлению к Минску…

И доныне в Радошковичах можно увидеть Шведскую Гору высотой в десять метров. Так местные жители именуют древнее городище, которое размещается на окраине поселка, на правом берегу речки Гуйки. Уже в V―VIII столетиях, по свидетельству археологов, тут селились люди. А вот народная фантазия много позже поселила на «горе» и шведов из ХVIII века. Вдруг и впрямь грозные скандинавы имели к этому городищу какое-то отношение? Об этом, пожалуй, приходится только гадать…



На главной улице городского поселка, напротив аптеки, в 1978 году поставлен памятный знак в честь Ядвигина Ш. Известный белорусский литератор Антон Левицкий (1869—1922), избравший себе этот загадочный псевдоним, работал провизором в местной аптеке в 1891―1897 годах. Здесь женился он на швее Люции Гнатовской, и впоследствии семья поселилась в имении Карпиловка, что располагалось неподалеку отсюда, при Долгиновском тракте. Именно там и расцветал талант будущего знаменитого писателя, фельетониста, публициста…

22 апреля 2020 г.
Аматарам кавы і падарожжаў... Кава і падарожжы — як два бакі адного медаля. Памятаеце тое адчуванне прыемнай стомы ад новых уражанняў пасля экскурсіі і асалоду ад кожнага глытка духмянай кавы, калі адпачываеш за столікам у кавярні?! Зараз гэтага так не хапае. То, можа, адправімся з Віаполем ў падарожжа віртуальнае? І, зразумела, з кубачкам кавы. А калі сыйдзе гэтая пошасць — запрашаем на экскурсіі: “Дарогай замкаў” https://viapol.by/assembly/1.23.htm і “Пад зоркай Навагрудка” https://viapol.by/assembly/2.21.htm


ГІСТОРЫЯ ДРУГАЯ. АДАМ МІЦКЕВІЧ І АЛЯКСАНДР ПУШКІН. КАВА ЦІ ГАРБАТА?

Гісторык беларускай кухні Алесь Белы піша, што нашыя продкі дастаткова рана пазнаёміліся з гэтым духмяным напоем і ўжо ў першай палове 19 ст. шмат у якіх шляхецкіх сядзібах дзень пачынаўся менавіта з кавы.
17 апреля 2020 г.
Аматарам кавы і падарожжаў — у Міжнародны дзень кавы.
...Значны перыяд жыцця Адама Міцкевіча звязаны з Францыяй і Парыжам. Тут, смуткуючы па Радзіме, ён напісаў свайго “Пана Тадэвуша”. У Калеж дэ Франс ён узначальваў кафедру славянскіх літаратур і стаў першым прафесарам славянскай славеснасці ў гэтай установе, а яшчэ займаўся рэдактарскай справай. А ўявіць Парыж без кавы, якую вельмі любіў паэт, немагчыма! Самая знакамітая кавярня Парыжа, у якой у часы Адама Міцкевіча любілі збірацца літаратары і філосафы, была заснавана яшчэ ў 1686 г. сіцыліянцам Франчэска Пракопія дэі Кальтэллі, якога ўсе называлі проста Пракоп. Такая назва замацавалася і за кавярняй — Le Procope. Менавіта ў ёй любілі бываць сучаснікі Міцкевіча — Жорж Санд, Віктор Гюго, Анарэ дэ Бальзак...


Без кубачка духмянай кавы Бальзак увогуле не мог працаваць! Ён мог прайсці палову Парыжа ў пошуках якаснага зерня! Як адзначаў сам пісьменнік, толькі з кавай у яго “ідэі прыходзяць у рух і пачынаюць маршыраваць як батальёны вялікай арміі на вялікай вайне. Думкі ўздымаюцца да неба, як сцягі на высокіх флагштоках; кавалерыя метафар разгортваецца ў бліскучым галопе; артылерыя логікі выстрэльвае ўсімі патронамі з крытых вайсковых фургонаў; чарніла разліваюцца па паперы — начная праца пачынаецца і завяршаецца ў гэтых чорных патоках, як бітва пачынаецца і завяршаецца чорным порахам”. Кажуць, падчас напружанай працы пісьменнік выпіваў да 50 кубачкаў, а калі не было магчымасці заварыць каву, то проста жаваў зярняты! У рэальнасці, як сцвярджаюць біёграфы Бальзака, за дзень ён спажываў усяго 3-4 кубачкі, а за гады працы над “Чалавечай камедыяй” выпіў каля 15 тыс. кубачкаў духмянага напою.
29 ноября 2019 г.
Московско-Варшавское шоссе (а попросту — Варшавка) — уникальная в своем роде «шоссированная дорога», которая была проложена в первой половине ХІХ века из Москвы в Варшаву, и вместе в другими польскими городами и землями попала в состав Российской империи по условиям Венского конгресса (1815). По существу, шоссе стало магистральной дорогой — самой длинной на ту пору в империи и, одновременно, наикратчайшей из старой столицы России в западную Европу. Прошло шоссе через белорусские земли, получившие от тогдашних властей в 1840 году официальное название «Северо-Западный край». Приглашаем в путешествия по белорусским дорогам. Более 700 сборных экскурсий https://viapol.by/belarus.htm на 2020 год ждут Вас в нашем Расписании на сайте!


ДЛИННЫЕ ВЕРСТЫ ВАРШАВКИ

Сегодня в пределах Беларуси это шоссе, для краткости именуемое «Варшавкой», нанизало на себя ни много ни мало одиннадцать районных центров Брестской, Минской, Гомельской и Могилевской областей. Оно было построено «волею блаженной памяти императора Николая І» — так почтительно писал в своем указе его сын Александр ІІ — и прошло в обход столицы Минской губернии, ибо альтернативой Минску стал… Бобруйск. Недаром же в Бобруйске и ныне говорят «со значением»: «Таки Бобруйск не первый город в Беларуси, но и не второй!»

Заглянув сегодня в атлас автодорог Беларуси, нетрудно заметить: прокладывали дорогу строго по линейке. Абсолютно прямые участки связали шесть тогдашних поветовых (уездных) центров: Брест, Кобрин, Слуцк, Бобруйск, Рогачев и Чериков. Попавшие на эту линейку местечки, имения, села, такие как Береза, Ивацевичи, Старые Дороги, Пропойск (с 1945 года — Славгород), Кричев, благодаря шоссе выросли со временем в города, более того — в центры районов по нынешнему их статусу.

Обозначенное сегодня в республиканском перечне дорог как «Р43» (а участок от Кобрина до Ивацевич — «Р2»), шоссе продолжает неутомимо трудиться уже второе столетие… Однако чем солиднее становится его возраст, тем больше возрастает интерес к нему как к памятнику истории. Ведь именно здесь, в отличие от других белорусских шляхов, трактов, гостинцев, лучше всего сохранилась изначальная трассировка дороги и в немалой степени ее инфраструктура, включающая в себя кое-где участки придорожных древесных посадок, почтовые станции и заставные дома. Проезжая мимо них, современные автомобилисты вряд ли задумываются о прежнем назначении этих построек и посадок. А между тем...



«ПО ДОРОГЕ ЗИМНЕЙ, СКУЧНОЙ...»

Когда Пушкин, хорошо знакомый с белорусскими дорогами, писал в 1826 году эти строки, действовал только участок дороги от Варшавы до Брест-Литовска, а вскоре развернулось строительство шоссе (это французское слово обозначает дорогу с искусственным покрытием поверх грунтового основания, с четко спланированным полотном для движения, оборудованную обочинами и кюветами) от Брест-Литовска до Бобруйска, завершенное в 1846 году. Участок Москва — Бобруйск заработал три года спустя.

Особое внимание власти уделяли внешнему виду дороги, ее благоустроенности. Верстовые столбы (ну конечно же: «Навстречу мне только вёрсты полосаты попадаются одне...») и указатели, сделанные из дерева и камня по утвержденным образцам, придавали дороге необходимую строгость и регулярность.



Очень точно соблюдались пропорции шоссе: ширина как проезжей части, так и обочины жестко регламентировалась. Вдоль дороги возводятся мосты, появляются липовые, кленовые, но чаще всего березовые аллеи. Прямой, как стрела, Варшавке они придавали еще большую стройность и романтическую красоту. Словно приглашая укрыться в их тени, они создавали живописную перспективу, неудержимо манящую вперед. А кроме того, защищали шоссе в зимнюю пору от снежных заносов, помогали отыскать дорогу в ненастье.

Прямизна Варшавки, с одной стороны, укорачивала путь, а с другой — отвечала требованиям транспорта того времени: экипажей, карет, колясок, повозок, тарантасов etc., двигавшихся неспешно и с частыми остановками, что доставляло, по слову Владимира Соллогуба, автора знаменитого «Тарантаса» (1840), «много беспокойства для боков». Вот и Павел Шпилевский, известный белорусский этнограф, писатель и театральный критик, следуя по Варшавке в 1853 году, потратил аж целую ночь на переезд из Кобрина в Миловиды (всего-то 130 километров!), о чем и сообщил в своих колоритных очерках «Путешествие по Полесью и Белорусскому краю».



СТАНЦИОННЫЕ ДОМА И ИХ СМОТРИТЕЛИ

В 20–40-х годах ХІХ века правительство Российской империи утверждает «образцовые», или, говоря современным языком, типовые, проекты станционных (почтовых) и застáвных домов. В последних располагались военные заставы, караульни, предназначенные для проверки документов проезжающих и для взимания «шоссейного сбора» (чем сейчас, между прочим, занимается система BelToll). Если поначалу эти проекты придерживались однотипного решения фасадов, то затем стали значительно разнообразнее, соединив в себе элементы позднего классицизма — в ту пору официального стиля николаевской России, — а также реминисценции из готики и «византийско-русского» стиля.

К проектам прилагались рекомендации строить дома с неодинаковыми фасадами, благодаря чему дорога обретала индивидуальный характер. Как правило, станционные дома состояли из основного здания (гостиницы и административного помещения) и двора с хозяйственными постройками: конюшнями, сараями, амбарами для фуража. Предусматривались три разряда (класса) домов в зависимости от количества мест... для лошадей на конюшне (от 18 до 54 — с отклонениями в ту или иную сторону). Располагались станционные дома как в центре населенных пунктов, так и на выездах, «на околицах», «где пригоже». Иногда — вблизи уже существующей корчмы, что… да, по понятным причинам, могло непредвиденно и намного увеличить срок поездки…



Для сегодняшнего путешественника уже не звучат слова «перекладные», «прогоны», «подорожная», «ямщик», «почтовая станция»... А ведь в прошлом эти слова обозначали понятия жизненно важные при передвижении по стране. Почтовый тракт был разбит на участки — прогоны чаще всего по 17 верст (~18 км), на границах которых размещались почтовые станции, где меняли лошадей (перекладных) по предъявлении специального документа — подорожной (прогонной), выдаваемой государственными органами.

В почтовом доме жил смотритель. Его портрет, полный теплоты и сострадания к нелегкой доле этого, по выражению недоброжелателей, «почтовой станции диктатора», воссоздал Пушкин в своей повести «Станционный смотритель» (1831). Там есть такие пылкие строки:

«Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда... Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель... Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые. Из их разговоров... можно почерпнуть много любопытного и поучительного».

Впрочем, у современника Пушкина, уроженца Беларуси Фаддея Булгарина были совсем иные мнения об этих так называемых «услужливых людях». В своем романе «Иван Выжигин» (1829) Булгарин гневно обличал «закоснелое упрямство станционных смотрителей, которые, по большей части, исполнение своей должности поставляют в том, чтобы скорее отправлять курьеров и задерживать едущих по своей надобности». А на упреки в плутовстве и мздоимстве «не слишком сребролюбивые», по свидетельству писателя, обыкновенно отвечали: «Ведь жить надобно как-нибудь». Что правда, то правда! Слова эти должно просто высечь в граните — время над ними воистину не властно…

УЗЛЫ ПАМЯТИ

Заглянем, однако, в деревню Миловиды, где доныне стоит почтовая станция, выстроенная по «образцовому» проекту 1846 года. О чем могла бы она поведать нам сегодня?



В мае 1863 года у Миловид шли жаркие бои: три роты вымуштрованных и отлично экипированных солдат Староингерманландского полка, казаков и артиллерию бросили царские власти на «усмирение бунтовщиков». Позже, в 1930-х годах, в память о погибших повстанцах неподалеку от почтовой станции была поставлена десятиметровой высоты каплица — символ непокоренной воли народа, а напротив нее, прямо через дорогу, над широкой бетонной плитой, прикрывшей могилу карателей, вырастает массивный чугунный крест. Победители и побежденные… Вот такой — «глаза в глаза» — своеобразный мемориал…



Продолжая путь от Миловид в сторону Ивацевичей и далее, к Березе, можно на 50-километровом участке Варшавки повстречаться с еще двумя станционными домами — в Артычанке и Нехачево. Скромный неоготический вид первого, полностью, увы, заброшенного дома и развернутая, удивляющая своим размахом классицистическая композиция второго дома служат наилучшим доказательством того, что стремление к индивидуализации облика дороги тут вполне реализовано ее создателями.





Участь станции 1 класса — между прочим, с покоями «для царской фамилии» — воистину радует в Нехачево! Отремонтированное, ухоженное здание с обширным двором и чудесным, со вкусом оформленным уютным интерьером стало рестораном «Гостиный двор». И в то же время это — очень уместное напоминание посетителям о богатом прошлом старинного шоссе. «Шэрай бясконцай нiткай з вузламi памяцi» именовал дороги Максим Танк. Кажется, будто сей меткий поэтический образ списан им с Варшавки...
31 октября 2019 г.
Ворняны — самый крупный после Островца населенный пункт в одноименном районе: здесь 1300 жителей. Да и к тому же солидный по возрасту — ему почти 630 лет. С 1391 года это было владение короля Владислава II Ягайлы. А в конце ХVІ века уже другим королем, Стефаном Баторием, Ворняны переданы за государственные заслуги Яну Абрамовичу (Абрагамовичу), представителю древнего шляхетского рода герба «Ястребец», чьи потомки жили здесь до 1860 года, подписывая все документы не иначе как «Абрамовичи на Ворнянах». При них во второй половине ХVІІІ — начале ХІХ столетия возник уникальный архитектурный ансамбль. Ворняны мы приглашаем Вас посетить в нашей "фирменной" экскурсии "Островецкая кругосветка" https://viapol.by/assembly/1.6.htm. Скоро выложим расписание на счастливый следующий 2020 год — приглашаем!


Его на протяжении почти полувека создавала тогдашняя энергичная владелица Ворнян Марцианна Абрамович, продолжив начатое еще ее мужем Юрием в 1760-х годах строительство каменного костела и двух зданий рядом с ним — плебании и аптеки. На месте старой усадьбы Абрамовичей ею же был выстроен новый двухэтажный дворец с флигелями, от которого липовая аллея длиной в 300 метров (!) вела к костелу, пересекая Рыночную площадь, обставленную с двух сторон 16 деревянными жилыми постройками (по восемь с каждой стороны) с кирпичными фасадными стенами, соединенными арками. К жилым постройкам примыкали корчма и торговые ряды.

Так — гармонично и стильно — выглядел этот многофункциональный (как сказали бы мы сейчас) архитектурный ансамбль. И здесь, пожалуй, уместно будет вспомнить, что в это же самое время литовский подскарбий Антони Тызенгауз, фаворит короля Станислава Августа Понятовского и его личный казначей, в своем родовом имении Поставах был занят созданием Рыночной площади, которая точно так же представляла собой единый ансамбль разнообразных по назначению построек.



До наших дней от детища Марцианны Абрамович в Ворнянах сохранились костел с плебанией и аптекой, а также несколько жилых домов, правда значительно измененных временем. Дворец не уцелел — он сгорел в Первую мировую войну. И по сей день не совсем ясно, как он выглядел, ибо на протяжении ХІХ — начала ХХ века неоднократно перестраивался. Из описаний, однако, известно, что во дворце была музыкальная капелла, а его интерьеры отличались изысканностью. Облик дворца на берегу пруда в общих чертах представлен на рисунке Наполеона Орды 1870-х годов.

Что же касается костела, то, несмотря ни на перестройки ХІХ и ХХ веков, ни на долгие годы запустения в пору государственного атеизма, ни на использование костела под клуб, святыня сохранила облик храма ХVІІІ столетия в его позднебарочной интерпретации. Строительство храма было завершено в 1769 году.

Прежде на этом же месте находился возведенный еще в 1462 году деревянный костел, в конце ХVІ века обращенный в кальвинистский сбор Яном Абрамовичем — прекрасно образованным аристократом, который воспитывался при дворе Радзивиллов младшей, протестанской ветви, обучался в Падуанском университете в Италии, был одним из лидеров Реформации в ВКЛ и по смерти удостоился от единоверцев высоких похвал как «великий патрон церкви и мудрый сенатор».

При сборе открыли госпиталь и школу. Внук Яна — Самуэль Абрамович, перейдя в католичество, превращает в 1654 году сбор в костел. С ХVІІІ столетия и до 1842 года здесь служили монахи из ордена Св. Роха. При них-то и был возведен Марцианной Абрамович нынешний костел.



Сегодня он выполняет роль эффектной архитектурной доминанты Ворнян, привлекая своим стройным силуэтом взгляд путника, с какой бы стороны тот ни подъезжал к бывшему местечку, а ныне агрогородку. Поставленные по обеим сторонам от храма здания плебании (слева) и аптеки (справа) визуально образуют своеобразный двор-курдонёр, который прежде элегантно очерчивала украшенная скульптурами каменная ограда с брамой.

Динамичная композиция святыни представлена трехъярусными, на манер «виленского» барокко, башнями, соединенными фигурным щипцом и увенчанными кивориями. Горизонтальные членения выпукло-вогнутой поверхности главного фасада наряду со слоистыми пилястрами, профилированными тягами обогащают светотеневую пластику памятника. Боковые фасады решены гораздо сдержаннее. Однонефный внутри, он был ранее украшен иконами, выполненными знаменитым виленским художником Шимоном Чеховичем (1689—1775) и его учениками.



После обновления в 1990-х годах впечатляюще выглядит интерьер храма, который предстает перед зрителем в виде объемных, лепных из стукко многоплановых архитектурных кулис, рождающих иллюзию глубины алтарного пространства.

Марцианна Абрамович, согласно ее последней воле, была похоронена в крипте под железной плитой, положенной у порога костела. От ее наследников, тоже погребенных в крипте (увы, не сохранившейся), Ворняны перешли к Снядецким, один из представителей которого — Ян Снядецкий (1756—1830) был известнейшим астрономом, математиком, философом, просветителем своей эпохи.



Из этого же рода происходила мать Анджея Цехановецкого (1924—2015) — потомка князей Заславских и Мстиславских, почетного доктора БГУ и почетного гражданина города Заславля, белорусиста, мецената, автора фундаментальных исследований о представителях могущественных родов Огинских и Радзивиллов. В Ворнянах довелось жить и семейству Милошей, впоследствии давшему миру Чеслава Милоша (1911—2004) — нобелевского лауреата по литературе за 1980 год, праведника мира.



Из строений усадьбы уцелели парк, мельница и стилизованная под готику романтическая краснокирпичная башня-донжон на острове пруда. В отремонтированной мельнице, сложенной из бутового камня, проводятся местные праздники. К башне через пруд переброшен мостик.



Завершая разговор об архитектурном ансамбле в Ворнянах, стоит особо отметить, что он заслуженно занимает весьма почетное место в истории градостроительства Беларуси. Ибо это — яркий пример воплощения большого архитектурно-планировочного замысла, на десятки лет опередившего свое время! Сделанное трудами Марцианны Абрамович стало тем образцом для подражания, который реализовывался позднее и в других поселениях, а на языке нынешних проектировщиков прозаически именуется «комплексной застройкой». Истоки последней — как раз здесь, в Ворнянах!
27 октября 2019 г.
Продолжаем рассказ о туристском потенциале Клецка. В городе сохранились сакральные сооружения XVII — ХХ веков, здания госпиталя и пограничных служб начала ХХ века... Путешествуйте по Беларуси, господа! Приглашаем на экскурсии по Беларуси с посещением Клецка https://viapol.by/belarus.htm


С 1558 года, когда владельцем Клецка стал заклятый враг Боны Сфорца Николай Радзивилл Черный, началась новая эпоха в истории города. Ярким напоминанием о ней является комплекс бывшего доминиканского монастыря, сохранившийся на площади. Монастырь был построен 4-м клецким ординатом Станиславом Казимиром Радзивиллом. Выполняя волю своего деда Яна Альбрехта Радзивилла, он в 1683 году основал монастырь доминикацев и начал строительство каменного Благовещенского костела. При этом 13 горожан переселили на новые участки. Строительство шло быстрыми темпами, и уже 6 июня 1684 года храм был освящен.

Здание костела, построенное в стиле "сарматского барокко”, имеет вид вытянутого прямоугольника, с северной стороны которого размещается небольшая сакристия. Фасад храма украшают две массивные башни, между которыми находится треугольный фронтон почти ровной высоты с ними. Главный фасад в прошлом украшали ниши, скульптуры и лепнина.
В 1832 г. костел закрыли, а монастырь упразднили. В 1850 г. доминиканский костел был переделан под православную церковь. Именно тогда на храмовые башни поставили высокие шатровые крыши с маленькими луковичками. После Великой Отечественной войны храм был закрыт, в начале 1960-х гг. здание передали под спортзал профтехучилищу. С 1970 г. в бывшем костеле размещался производственный корпус филиала приборостроительного завода. В настоящее время в здании произведен капитальный ремонт, размещена Воскресенская церковь.
Рядом с храмом сохранилось двухэтажное каменное здание монастыря, возведенное в 1784-1810 гг. При монастыре действовал небольшой госпиталь, а также школа, в которой дворянских детей обучали чтению, письму, грамматике и другим наукам. В здании бывшего монастыря сейчас детская школа-интернат.



Клецк, как и другие города, всегда был многонационален и многоконфессионален. Уже в 1529 году упоминается о существовании в городе еврейской общины. Численность евреев в городе выросла в 18 веке при клецком ординате Мартине Радзивилле Алхимике, который принял иудаизм и окружил себя раввинами. Религиозной толерантностью отличался и его преемник Юзеф Николай. В 1796 г. при его финансовой помощи была построена главная синагога, фасад которой украшала геральдическая эмблематика Радзивиллов. Евреи тогда составляли более половины населения города. Здание синагоги было разрушено в июле 1942 г. во время ликвидации клецкого гетто.
В межвоенный период в Клецке действовала иешива Эц Хаим (древо жизни), в которой обучалось около 270 учеников. Здание иешивы, построенное в конце 1920-х годов, сохранилось на улице Гагарина. В сентябре 1939 г. руководитель иешивы Аарон Котляр с большой группой учеников бежал в Литву. Получив транзитные визы у японского консула в Каунасе Тиунэ Сугихара, они смогли через территорию Советского Союза выехать в Японию, а в дальнейшем в США.
После войны в здании иешивы работал районный дом культуры. С 1994 года оно пустует. 24 ноября 2014 года в Клецк приехала делегация ультраортодоксальных евреев из Беларуси, США, Израиля, Украины и Мексики, среди участников которой был внук А. Котляра. Впервые после долгого перерыва в иешиве прошел часовой урок Торы. В память об этом событии на стене здания установили мемориальную табличку.



О эпохе Радзивиллов в истории города напоминают и комплекс госпиталя, построенного в 1909 г. в стиле модерн. Здание больницы, выполненное в виде буквы «Ш», одноэтажное, накрытое вальмовой крышей. Его фасады насыщены декоративной пластикой. В 1995 году здания отреставрированы и сейчас здесь находится Клецкое ЖКХ.
Первый госпиталь в Клецке упоминается еще при Боне Сфорца в первой половине 16 века. В начале 17 века 2-й клецкий ординат Ян Альбрехт Радзивилл открыл госпиталь при Троицком костеле. В 1609 г. он дал фундуш, в котором обещал ежегодно выделять на его нужды 39 злотых, несколько бочек зерна, мясо и дрова. Госпиталь создавался не столько для лечения, сколько для содержания беспомощных членов общества. В некотором смысле он соединял функции лечебного и социального учреждения для бедняков. За пациентами присматривали духовные лица и госпитальные смотрители, двоих из которых назначал лично Радзивилл. В конце 18 века действовал госпиталь при доминиканском монастыре.



Сохранившиеся здания госпиталя были построены при 13 клецком и 15 несвижском ординате Юрии Фредерике Радзивилле. Во владение ординацией он вступил в 1904 году, однако из-за болезни большую часть времени провел в Вене под присмотром доктора и прислуги. Опеку над ординацией с 1904 по 1914 год осуществлял Эдвард Войнилович. По его инициативе еще в начале 1880-х годов в Клецке стал действовать первый банк. Войнилович поддерживал молодое белорусское движение, в частности, издание «Нашей Нивы». В 1911 г. в городе с успехом прошли гастроли Первой белорусской театральной труппы Игната Буйницкого, среди членов которой была Алоиза Пашкевич (Тетка).



Бурные события начала 20 века открыли новую страницу в истории города. По Рижскому мирному договору в марте 1921 г. Клецк оказался приграничным городом Второй Речи Посполитой. Об этом нам напоминают старые военные казармы, расположенные на Арининской горе.
В 1924 году правительство Второй Речи Посполитой приняло решение о создании Корпуса Охраны Пограничья (КОП) по всему периметру страны. На 1 км охраняемой границы в среднем приходилось 11 солдат. Один из батальонов расположили в Клецке.



Массивные, хорошо укрепленные здания казарм Корпуса Охраны Пограничья, спроектированные Тадеушем Новаковским, возводились под руководством Сигизмунда Выгоновского. Хорошо сохранилось здание штаба, с двух сторон которого расположились бывшие казармы. В казармы подавалось электричество из Несвижа, был проведен водопровод. Рядом находились хозяйственные постройки вроде кухонь, ванных, помывочных, прачечных, швейных мастерских и складов, конюшня на 200 лошадей. Выслеживать нарушителей границы и преступников в самом Клецке помогали служебные собаки.
Во время Великой Отечественной войны (с осени 1941 года по июнь 1944 года) здесь размещался лагерь военнопленных, затем авиационный госпиталь (1944- 1947 гг.), воинская часть (с марта 1947 по декабрь 1996). С 1996 года казармы не используются по назначению. Из всех казарменных помещений сохранилось в целости одно, второе разрушено. От второго здания остались лишь ворота и правое крыло.

Клецк сейчас пока мало посещается туристами, но мы вставили этот город в наш новый маршрут: "Радзивиллиада" (Слуцк — Радзивиллимонты — Клецк — Снов — Вишневец — Новый Свержень). Приглашаем весной 2020 года!
24 октября 2019 г.
В центре Клецка в живописном месте на берегу пруда в 2017 году появился памятный знак, посвященный сразу нескольким важным событиям в жизни города: первому упоминанию в письменных источниках в 1127 году, получению городом герба и деятельности книгопечатника Сымона Будного. Приглашаем на экскурсии по Беларуси с посещением Клецка https://viapol.by/belarus.htm


Клецк впервые упоминается в документах в 1127 году в связи с походом южнорусских князей на Полоцкую землю, среди участников которого была дружина Вячеслава Ярославича из “Клечьска”. Название города пытались связать со словом “кол” (частокол), с мифической рекой Клечью, а также с березовой порослью — “клечью”. Однако, скорее всего, появилось оно во время строительства крепостных стен на берегу реки Лань. Состояли они из похожих на срубы домов клетей — (городней), в которых находились помещения для стражи, оружия и продовольствия. Пустые клети заполняли землей и камнями. Легенда же связывает название города с жестоким князем, который жил когда-то на этой земле. Провинившихся подданых по приказу князя бросали в клеть, от того и прозвали его Клецаком. Когда князь решил жениться, выбор его пал на девушку из бедной семьи. Получив отказ, он в гневе топнул ногой, и в тот же миг земля расступилась, образовалась огромная яма, которая мгновенно заполнилась водой. Девушка превратилась в небольшую птичку и беспрепятственно улетела, а князь тяжёлым камнем пошёл на дно ямы, которую люди назвали Клецаковой.



Герб Клецка представляет собой барочный щит, в золотом поле которого под княжеской короной находится охотничий рожок с золотой фурнитурой. В основу современного лег исторический герб, полученный городом 27 августа 1652 г. Великокняжеская корона темно-малинового бархата с опушкой из горностая напоминает о том, что Клецкие земли в XIV–XV вв. были великокняжеским владением, а охотничий рожок (труба) — о том, что город долгое время являлся центром Клецкой ординации магнатов Радзивиллов. Эта феодальная административная единица имела свой замковый суд и собственную военную хоругвь (отряд). К Радзивиллам город перешел в 1558 г. после смерти Боны Сфорца.



По приглашению Николая Радзивилла Черного в город приехал «белорусский Вольтер» — выдающийся гуманист, просветитель и философ Сымон Будный. Сымон Будный — церковный реформатор, придерживался кальвинистских взглядов. Он не только выступал перед жителями Клецка с проповедями, но и вел занятия в школе, основанной при кальвинистском сборе. Именно в Клецке 18 апреля 1563 г. Будный написал «Цюрихскую рукопись» — письмо швейцарскому богослову Генриху Булингеру, в котором он выступил с критикой догмата о Святой Троице. Возможно, что гостем Будного в Клецке был монах Артемий — один из церковных деятелей Московии, сбежавший в ВКЛ от преследований на родине. Не разделяя многих взглядов Будного, он, тем не менее, называл его «человеком, награжденным наивысшим смыслом и разумом».



Именно в Клецке Будный написал свой знаменитый «Катехизис» — первую книгу на белорусском языке, изданную на территории современной Беларуси в 1562 году в Несвижской типографии. Возможно, что и вторая книга Будного, изданная на белорусском языке в Несвиже, — “Аб апраўданні грэшнага чалавека перад Богам” — также была написана здесь, в Клецке.



На берегу пруда находится мостик с фигурами знаков зодиака. Загадав желание у своего знака Зодиака, отправляемся на окраину города в урочище “Красный Став”, где в августе 1506 г. состоялась знаменитая Клецкая битва.



В 1996 году на невысоком холме установили православный и католический крест, а между ними — памятный валун с мемориальной доской. Именно здесь литвинское войско наголову разбило татар. Отступая, они завязли в болотистой пойме реки Цепры, вода в которой стала красной от крови. С тех пор это место стали называть Красный Став. Итогом этой уникальной операции стало освобождение всех пленников татар (около 40 тысяч человек), захват богатых трофеев (в том числе 30 тысяч лошадей), а также полное уничтожение орды.



По иронии судьбы победу над крымчаками одержал человек, в жилах которого текла татарская кровь. Им стал фаворит великого князя Александра Михаил Глинский. Во время битвы Глинский находился в самых горячих местах, под ним трижды убивали коня. Литвинское войско три дня стояло под Клецком, перехватывая возвращавшиеся чамбулы татар. 8 августа 1506 года, похоронив убитых, войско направилось в Вильню. Великий князь Александр, находившийся на смертном одре, получив известие о разгроме татар, плакал от радости.
О Клецкой битве писали поэт Ян Вислицкий и публицист Михалон Литвин. Матей Стрыйковский посвятил ей целую главу в своей “Хронике польской, литовской, жамойтской и всея Руси”. Он специально приезжал в Клецк и Цапру, чтобы осмотреть поле боя:

І цяпер, як аратай з плугам там праходзіць,
Знакаў яўных нямала ў баразне знаходзіць
(Сам жа бачыў): і латы, і лукі, і стрэлы,
Дзіды, шаблі — адзнакі даўніны зымшэлай.

После разгрома татар впереди у города был период отосительно мирной жизни и расцвета, связанный с королевой Боной Сфорца. В ноябре 1519 г. Жигимонт 1 Старый подарил молодой очаровательной жене не только Пинск и Давыд-Городок, но и Клецк. Возможно, когда-нибудь на городской площади появится памятный знак в её честь. К середине 16 века благодаря аграрной реформе, проведенной Боной Сфорца, Клецк приобрел черты типичного европейского города Нового времени. Центром городской жизни стала рыночная площадь, на которой проходили ярмарки и торги. Но… прошли века, площадь и отходящие от нее, словно лучи солнца, улицы изменили свой облик и свои названия. Сейчас она носит имя… Владимира Маяковского. А четыре улицы: Гагарина (бывшая Виленская), Ленина (бывшая Несвижская), Первомайская (бывшая Пинская), а также Советская (бывшая Цеперская). Боже, что за названия!



О новейшей истории Клецка — в нашем следующем материале.
1  2  3  4  5  6  7  8  9